Судебное поручение

27.09.2018

Как суд в России, так и суд в Китае при рассмотрении дел может нуждаться получении доказательств за границей: допросить свидетеля, провести экспертизу и т.п. В таких случаях суды оформляют судебное поручение - это обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.


Международные договоры с участием Российской Федерации и Китая устанавливают особые процедуры направления судебных поручений. К таким договорам относятся:


  • Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.;

  • Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.;

  • Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992.


Стоит отметить, что в случае расхождения положений многосторонних договоров и двусторонних договоров, применяться будут положения двусторонних договоров.

Гаагская конвенция 1954 г. предусматривает, что судебные поручения передаются консулом запрашивающего государства властям, указанным запрашиваемым государством. Для Российской Федерации поручения передаются дипломатическим путем.


Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь собственными внутригосударственными средствами принуждения. Статья 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ содержат правила в отношении исполнения поручений иностранных судов. Суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие). Возможны ситуации применения права запрашивающего государства, если об этом специально указано в просьбе, при этом применение этого права не противоречит публичному порядку запрашиваемого государства, и запрашивающее государство несет все связанные с этим расходы.


В исполнении судебного поручения может быть отказано лишь в случае, если:

  1. подлинность документа не установлена;

  2. в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в круг ведения судебной власти;

  3. государство, на территории которого исполнение должно было бы состояться, находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности;

  4. запрашиваемый орган власти будет некомпетентным по делу, судебное поручение автоматически направляется компетентному органу судебной власти того же государства в соответствии с правилами, установленными его законодательством.


Для Китая и России действует Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г. Она заменила в отношениях между её участниками соответствующие положения Гаагской конвенции 1954 г. Например, в Конвенции 1970 года есть правило, которого не было в Конвенции 1954 г.: при направлении судебного поручения возможно запросить информацию о дате и месте выполнения этого судебного поручения и уточнить возможность присутствовать при выполнении этого судебного поручения.


Отказать в исполнении судебного поручения можно только в двух случаях, если:

  1. данный орган не компетентен в выполнении таких действий;

  2. выполнение поручения угрожает безопасности этого государства.


Даже в том случае, если и российский суд, и суд КНР одновременно претендуют на исключительную подсудность по одному и тому же делу, это не может быть основанием для отказа в исполнении судебного поручения.

В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 при обращении с просьбами и оказании правовой помощи по гражданским делам суд в Китае или России и другие компетентные учреждения Договаривающихся Сторон сносятся между собой через свои центральные учреждения. К центральным учреждениям, относятся: со стороны Российской Федерации - Министерство юстиции России и Генеральная прокуратура России; со стороны Китайской Народной Республики - Министерство юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР.


Инициировать справедливое и доступное судебное разбирательство для российских предпринимателей в Китае очень сложно, поскольку судебная система Китая не является четко разделенной с системой исполнительных органов. Судебное разбирательство вне Китая с китайской компанией доступнее, но даже в случае наличия положительного решения о возбуждении исполнительного производства, существуют риски невозможности взыскания на территории КНР. Избежать тяжбы судебных дел с китайскими компаниями возможно, проявив должную осмотрительность - проверьте благонадежность китайских контрагентов с помощью онлайн-сервиса CheckinChina.

Назад к списку